Крупнейшие машиностроительные компании и холдинги России
Ежегодно ведущими экспертами-экономистами составляется рейтинг 400 наиболее крупных и успешных компаний России. Какие же машиностроительные компании попали в него в этом году?
Большинство ведущих российских компаний, работающих в области машиностроения, попавших в рейтинг, осуществляют свою деятельность в сфере оборонного комплекса страны, и это неудивительно.
Машиностроение требует огромных капиталовложений, окупающихся в течение длительного времени. Реалии отечественного бизнеса таковы, что заниматься долгосрочными вложениями в то время, когда можно получить более быструю прибыль в сырьевой сфере, частные предприниматели не желают, перекладывая ответственность на государство. В то же время многие предприятия оборонного комплекса не могут быть частной собственностью, поскольку работают в области государственных секретов России и включены в перечень стратегических предприятий страны.
ОПК Оборонпром создана в 2002 году и представляет собой многопрофильную промышленно-инвестиционную группу, осуществляющую деятельность в области машиностроения и высоких технологий. Она входит в перечень стратегических предприятий Российской Федерации.
Будучи включенной в состав группы корпораций "Российские Технологии", в свою очередь включает в себя около 25 предприятий машиностроительного и авиационного комплекса. Имеет дочерние предприятия - компанию "Вертолеты России", "Объединенную двигателестроительную корпорацию".
ОПК Оборонпром выпускает продукцию оборонного назначения, в том числе вертолетную технику гражданского и военного назначения, запасные части и комплектующие к ней, а также уникальный зенитно-ракетный комплекс "Печора-2М". Имеет Свидетельство на осуществление внешнеторговой деятельности по отношению к продукции военного назначения. Почти три четверти акций корпорации находится в собственности государства, остальные принадлежат Республике Татарстан, ОАО "РСК "МиГ"", ГК "Российские Технологии", ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "Роствертол".
Открытое акционерное общество "Концерн ПВО «Алмаз-Антей» было образовано в 2002 году на базе АООТ ПК «Концерн «Антей», НПО «Алмаз» и нескольких других предприятий и полностью находится в собственности государства, а также входит в перечень стратегических предприятий Российской Федерации.
В составе концерна находятся 57 предприятий и научно-исследовательских институтов, работающих в области разработок и производства военной техники и технологий. Основное направление деятельности лежит в сфере разработки, производства, ремонта, модернизации и утилизации средств и комплексов противовоздушной обороны, а также нестратегических средств противоракетной обороны. Доля гражданской продукции, по словам гендиректора В. Меньщикова, составляет около 10% общего объема, однако к 2015 году планируется довести ее до 30%.
Внешнеэкономическая деятельность концерна осуществляется при посредстве ФГУП "Рособоронэкспорт", а также самостоятельно на основании Свидетельства № 2009100094, подтверждающего право на ведение внешнеторговой деятельности в сфере продукции военного назначения.
ЗАО "Трансмашхолдинг" создано в 2002 году, и его единственным номинальным акционером является голландская компания The Breakers Investments B. V., однако в 2007 и 2009 годах по 25% акций были приобретены ОАО "Российские железные дороги" и французской машиностроительной группой Alstom Transport. "Трансмашхолдинг" является крупнейшим в мире производителем железнодорожной техники и лидером российского транспортного машиностроения.
Продукция компании поставляется в десятки стран мира и работает во всех без исключения климатических зонах планеты.
Входящие в состав "Трансмашхолдинга" предприятия выпускают магистральные и промышленные электровозы, тепловозы, а также грузовые и пассажирские вагоны, вагоны для электропоездов и метро, различное вагонное литьё, дизели для тепловозов и судов, дизель-генераторы, комплектующие для железнодорожного и городского рельсового транспорта.
Крупнейшим потребителем производимой компанией техники является ОАО "Российские железные дороги". В состав ЗАО входит почти два десятка предприятий, расположенных на территории РФ и в ближнем зарубежье.
Группа компаний "КаМАЗ" ведет отсчет своего существования с 1974 года, когда в экспериментальном цеху был выпущен первый двигатель. На сегодняшний день это крупнейший в России и СНГ производитель большегрузной автомобильной техники, общее количество выпущенных автомобилей этой марки приближается к двум миллионам.
Основу группы составляют 12 крупных автозаводов, большинство из которых сосредоточены в Набережных Челнах. Всего в структуре группы насчитывается около 150 различных организаций, предприятий и дочерних компаний, расположенных в 20 странах мира. Продукция группы КаМаз включает около 40 моделей большегрузных автомобилей (от 14 до 40 тонн), выпускаемых в 1500 различных модификациях, в том числе и с правым рулем, а также тракторы, автобусы, прицепы, двигатели, силовые агрегаты и различный рабочий и ремонтный инструмент.
Крупнейшие покупатели продукции ОАО «КАМАЗ» в Российской Федерации – Министерство обороны РФ, МЧС, ОАО "ГАЗПРОМ", "СУЭК", "ЛУКОЙЛ", "ТНК" и другие. Дилерская сеть продаж техники включает 145 субъектов, количество авторизованных сервисных цекнтров КаМАЗ - более 150 в России. Успешно работают совместные предприятия, основанные с германскими, американскими и бразильскими партнерами. Продажа техники осуществляется практически во все страны мира.
Открытое акционерное общество "Силовые машины" ведет отсчет своего существования с 2000 года. Основные акционеры - компания Highstat Limited (Алексей Мордашов) с долей в 65% и Siemens — 25 % акций. Главный офис компании находится в Санкт-Петербурге. Компания занимается производством, поставкой, монтажом, обслуживанием и модернизацией оборудования для атомных, гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций.
В состав ОАО "Силовые машины" входят "Ленинградский металлический завод", "Электросила", Завод турбинных лопаток, "Калужский турбинный завод", "Силовые машины – завод Реостат", "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" и "Энергомашэкспорт".
За время своего существования компания произвела и установила 2700 паровых турбин, 700 гидравлических турбин, 600 гидрогенераторов, 2550 турбогенераторов в 57 государствах мира. Общая мощность установленного оборудования превысила 300 000 МВт - по этому показателю ОАО "Силовые машины" занимают четвертое место в мире.
ОАО "ТВЭЛ" было образовано в 1996 году по распоряжению Президента РФ и представляет собой крупный научно-производственный холдинг, принадлежащий ОАО "Атомэнергопром". Штаб-квартира холдинга находится в Москве. Продукция "ТВЭЛ" - это тепловыделяющие ядерные сборки и комплектующие для них, а также разработка, научно-техническое сопровождение и лицензирование эксплуатации ядерного топлива на всех этапах его использования.
В состав холдинга входят четыре предприятия по производству газовых центрифуг, четыре завода фабрикации ядерного топлива, разделительно-сублиматный комплекс производств, а также пять научно-технических и конструкторских организаций. Продукция холдинга снабжает 73 энергетических ядерных реактора, что составляет 17% мирового рынка, и около 30 исследовательских установок в 15 странах мира. Топливные сборки поставляются как для реакторов, построенных по российским (советским) проектам, так и для стран Западной Европы.
ОАО "ТВЭЛ" - один из признанных мировых лидеров по производству ядерного топлива и сотрудничает с рядом международных предприятий и организаций с целью повышения безопасности эксплуатации атомных электростанций, утилизации оружейного плутония и отработанных топливных элементов. Холдинг является активным участником деятельности МАГАТЭ и Всемирной ядерной ассоциации.
ЗАО «Форд Мотор Компани» является дочерней компанией американского автомобильного гиганта Ford Motor Company. Основные производственные мощности располагаются в городе Всеволожск Ленинградской области и выпускают продукцию с 2002 года, являясь одним из первых мировых лидеров автомобилестроения, открывших производство в России.
На данный момент предприятие выпускает три модели автомобилей: Ford Focus 2, Ford Focus 3 и Ford Mondeo. Первоначальная мощность завода составляла всего 25 000 автомобилей в год, однако в 2007 году было проведено расширение производства, и теперь потенциально возможный выпуск достигает 125 000 автомобилей в год, однако в связи с мировым кризисом запланированная мощность выпуска пока не достигнута.
Официальные дилеры Форд Мотор Компани имеются во всех регионах России и оказывают весь комплекс услуг по продаже, обслуживанию и консультированию клиентов.
В феврале 2011 г. компания объявила о создании Ford Sollers — совместного предприятия Ford и Sollers.
ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" создавалась на базе Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле Свердловской области. В 2007 году Президентом РФ был подписан Указ о том, что ФГУП "Уралвагонзавод" преобразовывается в ОАО "НПК "Уралвагонзавод" с целью сохранения и развития научно-производственной базы предприятия. Тогда же был получен первый большой заказ от "РЖД" на поставку 40 000 грузовых вагонов в течение трех лет. С 2009 года сто процентов акций корпорации принадлежит государству.
В настоящее время ОАО выпускает танки Т-72 и Т-90, боевые машины разминирования и разграждения БМР-3М и ИМР-3М, ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1, БРЭМ-1М, танковые мостоукладчики МТУ-72 и снегоочистители ТБС-86. Помимо этого выпускается гражданская техника: экскаваторы гусеничные и на колесном ходу, погрузчики, тракторы, сеялки и т.д.
Для железнодорожного транспорта производятся вагоны, полувагоны, цистерны обычные и криоцистерны, а также платформы для перевозки грузов по железной дороге.
В состав корпорации входит 25 предприятий и исследовательских организаций. С целью повышения технологического уровня производства корпорацией приобретен контрольный пакет акций французского предприятия Sambre et Meuse, поставляющего детали вагонного оборудования.
Продукция корпорации поставляется для Министерства обороны РФ, "РЖД" и других отечественных и зарубежных партнеров. ОАО "Уралвагонзавод" входит в двадцатку крупнейших производителей оружейной и гражданской техники страны.
Открытое акционерное общество "Соллерс" занимается выпуском легковых и коммерческих автомобилей и основано в 2002 году. До 2008 года оно носило название ОАО "Северсталь-авто". Головной офис компании расположен в Москве. После продажи в 2008 году почти 60% акций принадлежит гендиректору ОАО Вадиму Швецову, остальные находятся в свободном обращении.
ОАО "Соллерс" выпускает автомобили под марками УАЗ, SsangYong, легковые и коммерческие автомобили FIAT, грузовики ISUZU, а кроме того бензиновые и дизельные двигатели ЗМЗ. Помимо выпуска и продажи. компания оказывает полный пакет сервисных автомобильных услуг. Компания выпускает до 300 000 автомобилей в год и занимает лидирующую позицию в отечественной автомобильной промышленности.
В состав "Соллерс" входят пять автозаводов: ОАО "Ульяновский автомобильный завод", ОАО "Заволжский моторный завод", ОАО "Соллерс-Набережные Челны", еще ООО "Соллерс-Елабуга", а также Автосборочный завод во Владивостоке. Автомобили Ford выпускает совместное предприятие Ford Sollers, также заключено соглашение о создании СП с японской компанией Mitsui & Co., Ltd, которое начнет выпускать автомобили Toyota Land Cruiser Prado уже в начале 2012 года.
ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) создана Указом Президента РФ в 2002 году на базе Государственного научно-производственного центра "Звезда-Стрела" в г. Королеве. В ходе реорганизации в состав ОАО вошел ряд предприятий оборонного комплекса, участвующих в выпуске продукции оборонного и двойного назначения. На сегодняшний день КТРВ является крупнейшим производителем ракетных вооружений России.
Корпорация выпускает авиационные управляемые ракеты Х-31, Х-31П (Х-31ПК, Х-31А), Х-35Э, управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-73Э (ЭЛ), РВВ-АЕ; Р-27Р1 (ЭР1); Р-27П (ЭП); Р-27Т1 (ЭТ1); Р-33Э, управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" для систем ПВО и других типов и классов. В перечень продукции входят комплексы "ОВОД-МЭ" "Москит-Е", "Бал-Э", "Уран-Э" и другие, авиабомбы с системами наведения и множество прочих типов управляемых ракет и бомб. Кроме того, выпускается большое количество продукции гражданского или двойного назначения.
В состав ОАО входят около двадцати предприятий и исследовательских центров, расположенных в различных регионах России. Корпорация имеет право осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность по сервисному обслуживанию и ремонту поставляемых за рубеж комплексов ракетной техники.
Концерн "Тракторные заводы" основан в 2003 году голландской компанией Concern Tractor Plants N.V., и на сегодняшний день основным акционером, которому принадлежит около 80% акций, является ее президент Михаил Болотин, а миноритарным партнером с долей около 20% - Альберт Баков.
В перечень продукции концерна входит промышленная тракторная техника и оборудование, сельскохозяйственная техника, запасные части и ОЕМ-комплектующие, грузовые вагоны, комплектующие и запчасти для подвижного состава, а также военная техника - боевые машины пехоты и боевые машины десанта.
В состав концерна входят более 20-ти крупных производственных предприятий, расположенных в разных регионах России, а также в Дании, Малайзии и Германии, 10 конструкторско-проектных организаций тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а также торговые компании ОАО "Агромашхолдинг" с филиалом в Украине, ОАО "Четра" и сервисное предприятие ООО "Сервис промышленных машин".
Концерн осуществляет продажи выпускаемой техники в России и за рубежом и является одной из крупнейших российских производственных групп в машиностроении.
Группа компаний "Бородино" начала свою историю в 1993 году на базе реорганизованного подмосковного колхоза "Бородино" и к сегодняшнему дню объединяет более 80 компаний и предприятий самых разных направлений деятельности, являясь одним из крупнейших разноотраслевых производственных объединений страны. Первоначально основным направлением было производство и торговля продуктами питания, однако со временем к ним добавились машиностроение, полиграфия и строительство. С 2007 года к ним прибавился и финансовый концерн.
Примерно 65 предприятий концерна расположены в десяти различных регионах России, и около 20 в странах ближнего зарубежья. До 2010 года в составе группы была торговая сеть "Продуктория", однако в связи с ухудшением финансового состояния бизнеса она прекратила свою деятельность.
Машиностроительный дивизион концерна представлен Савеловским машиностроительным заводом, заводом упаковочного оборудования "Бормаш", Конаковским заводом механизированного инструмента, а с 2007 года в собственности концерна находится итальянский завод "SBC Bottling&Canning", выпускающий упаковочное и пищевое оборудование.
На данный момент финансовое положение группы довольно неопределенное: ряд компаний и банков предъявили к ней судебные иски о взыскании задолженностей на общую сумму более 250 млн рублей.
Объединённые машиностроительные заводы (Группа ОМЗ) являются одним из наиболее крупных российских промышленных холдингов в сфере тяжелого машиностроения. Образовались в 1996 году путем слияния "Уралмаш" с "Заводом сварных машиностроительных конструкций", к которым два года спустя присоединились "Ижорские заводы". В настоящее время предприятия группы расположены в России и Чехии.
75% акций ОМЗ являются собственностью "Газпромбанка", остальные находятся в свободном обращении на биржах России, Германии и США.
Российские предприятия ОМЗ: ОАО "Ижорские заводы", ООО "ОМЗ-Спецсталь", ООО "ОМЗ-Литейное производство" и ООО "ИЗ-КАРТЭКС". В Чехии холдингу принадлежат SKODA JS и CHETENG Engineering.
Холдинг производит корпусное оборудование для АЭС с водо-водяными реакторами ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200 в полной комплектации (единственный в России), крупнотоннажное оборудование для нефтегазохимической отрасли, уникальные крупные и сверхкрупные изделия из специальных сталей для традиционной и атомной энергетики, нефтехимического и металлургического машиностроения, а также военно-промышленного комплекса России. Кроме того, холдинг является ведущим производителем карьерных электроэкскаваторов.
Открытое акционерное общество "Автофрамос" было создано в 1998 году французской автомобильной компанией Renault совместно с правительством Москвы. К омпанией Renault принадлежит 94,1% акций, а 5,9% акций составляют долю Банка Москвы. Головной офис находится в Москве.
В первые годы своего существования компания была убыточной, так как производились крупные траты на строительство производственных помещений и монтаж оборудования, однако с началом производства автомобилей "Автофрамос" дает стабильную прибыль и ежегодно наращивает выпуск автомобилей. На сегодняшний день он достиг проектной величины и составляет около 160 000 машин в год.
ОАО "Автофрамос" выпускает автомобили марки Renault Logan и Renault Sandero, а с 2012 года планируется начать выпуск Renault Duster. Осенью 2010 года начато производство моделей Fluence и Megane, а Logan с 2012 года будет выпускаться на Авто ВАЗе.
Автомобили, выпускаемые "Автофрамосом", адаптированы к российским климатическим условиям и продаются в основном на территории России и ближнего зарубежья.
"Группа ГАЗ" - автомобилестроительный холдинг, который консолидирован вокруг ОАО "ГАЗ" и объединяет в одной структуре целый ряд промышленных предприятий машиностроительной отрасли, которые как правило являются дочерними предприятиями завода ГАЗ. Группа ГАЗ появилась в 2005 году вследствие реорганизации ОАО "Руспромавто", управляющий орган Совет директоров, исполнительный - ООО "Управляющая компания Группа ГАЗ".
Акционерами Группы ГАЗ являются ОАО "Русские машины" - 61,05 % обыкновенных акций, ОАО "Автомобильный завод "Урал"" — 8,86 % акций, ЗАО "ГАЗ-резерв" — 7,29 % акций, миноритарные акционеры - 22,8 % акций.
В состав Группы ГАЗ входят 18 предприятий в 10 регионах Российской Федерации. Структурно группа делится на шесть дивизионов по направлениям деятельности: лёгкие коммерческие и легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, спецтехника (экскаваторы, дорожная техника, тягачи и т.д.), силовые агрегаты ( моторное производство) и автокомпоненты.
Группа ГАЗ сегодня является несомненным лидером на рынке коммерческого легкового транспорта в России, занимая около 50% рынка легких коммерческих автомобилей, 45% рынка полноприводных тяжелых грузовиков, 70% рынка автобусов.
Ростсельмаш (РСМ) - российское предприятие, производящее сельскохозяйственную технику, ведет отсчет своего существования с 1929 года. В 2000 году оно было передано в собственность компании Промышленный Союз "Новое Содружество".
Ростсельмаш является крупнейшим промышленным предприятием Юга России и одним из крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. Продукция компании охватывает 17% мирового рынка сельскохозяйственной техники и 65% российского.
На текущий момент в состав предприятия входят 12 предприятий со сборочными производствами, находящимися в России, Канаде, США, Украине и Казахстане, в том числе "Эмпилс", "Элакс", "Ростовский литейный завод", "Ростовский прессово-раскройный завод", а также канадский тракторный завод Buhler Versatile Inc.
Продукция Ростсельмаша - это 18 типов сельскохозяйственных машин, более 100 моделей и различных модификаций тракторов, комбайнов, прицепной и навесной техники, а также техники для хранения и переработки собранного зерна.
В настоящее время Ростсельмаш входит в пятерку крупнейших мировых производителей техники для сельского хозяйства. Продукцию предприятия закупают в 48 странах мира.
ОАО "Корпорация "Московский институт теплотехники" (МИТ) - одно из основных предприятий оборонного комплекса страны, основанное в 1946 году как НИИ пороховых реактивных снарядов и занимавшийся в послевоенные годы разработкой реактивных и ракетных снарядов. Свое название МИТ получил в 1966 году, а в 1998 году был преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие "Московский институт теплотехники" и на данный момент является составной частью структуры "Роскосмоса".
Продукцией МИТ являются грунтовые, подводные, шахтные и подвижные комплексы межконтитнентальных твердотопливных ракет, а также МБР легкого класса, космические разработки и продукция гражданского и двойного назначения.
МИТ выполняет заказы для РВСН, сухопутных войск, военно-морского флота, ВВС и авиации ВМФ, для инженерных войск, Военно-космических сил, а также Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. Кроме того, МИТ принимал участие в разработке и сооружении монорельсовой транспортной системы в Москве.
На текущий момент главным проектом МИТ является разработка комплекса Р-30 "Булава", размещаемого на подводных лодках.
ЗАО "ГК «Электрощит»-ТМ Самара" берет начало в 1943 году, когда в г. Куйбышев для строительства Волжской ГЭС был основан завод "Электрощит", являвшийся ремонтной базой стройки. По окончании строительства завод перешел на выпуск электротехнической продукции.
В 2003 году завод объединился с несколькими другими предприятиями в Группу компаний "Электрощит", в которую в настоящее время входят производственные предприятия и проектно-конструкторские организации, занимающиеся разработкой и выпуском электротехнической и строительной продукции.
Группа выпускает электротехническое оборудование 0,4-220 кВ, распределительные устройства 10-20 кВ, трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ и НКУ, трансформаторы силовые 10-20 кВ, разъединители, выключатели автоматические и вакуумные, трансформаторы измерительные, токопроводы и шинопроводы, а также цифровые устройства РЗА. Новые разработки составляют до 75% общего объема выпуска. Интеллектуальной собственностью Группы являются 40 изобретений, 19 из которых уже внедрены в производство.
С 2007 года в Группе существует Дирекция по строительству энергетических объектов, занимающаяся организацией строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, введением в эксплуатацию строящихся или реконструируемых объектов электроснабжения. Сервисные центры Группы работают во всех регионах России и большинстве стран СНГ.
ОАО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"" была основана в 1944 году как конструкторское бюро для выпуска самолетов-снарядов. С 1990 года переименовано в ФГУП "НПО машиностроения", а современное название носит с 2007 года. Полностью находится в государственной собственности.
В настоящее время в составе корпорации имеются следующие предприятия: ОАО "ПО "Стрела"" в г. Оренбурге, ОАО "Пермский завод "Машиностроитель"", ОАО "НПО электромеханики" в г. Миасс Челябинской области, ОАО "Авангард" в г. Сафоново Смоленской области и ОАО "УНИИКМ" в г. Пермь.
Корпорация занимается разработкой и выпуском боевых комплексов с крылатыми ракетами, стратегических ракетных комплексов и ракет-носителей, интегрированных информационных космических систем, а также информационных технологий, разработок в сфере возобновляемой энергетики, интегрированных инновационных продуктов и технологий двойного применения.
Тот экономический эффект, который имеют предприятия в Корпорации, намного превышает прогнозируемые результаты работы каждого предприятия вне Корпорации.
Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) является аффилированным предприятием ОАО "Таганрогский комбайновый завод". Первые производственные мощности ТагАЗа были возведены в 1997 году по лицензии и технологиям южнокорейской автомобильной компании Daewoo Motors. Строительство в полном объеме профинансировала ФПГ «Донинвест» (Doninvest Finance) & Industry Group, и в 1998 году завод был запущен в эксплуатацию.
На сегодняшний день завод выпускает 180 000 единиц автомобилей различных моделей в год. Продукция выпускается под собственным брендом: Tagaz Tager, Vortex Estina, Vortex Tingo, Vortex Corda, Tagaz Road Partner, Tagaz C10, Tagaz C100 Vega и Tagaz Master. Кроме того, налажен выпуск автомобилей под брендом Hyundai Motors: Hyundai Santa Fe, Hyundai Accent, Hyundai HD500, Hyundai Sonata, Hyundai Porter, Hyundai County и Hyundai Elantra XD. Под брендом BYD выпускается модель BYD F3.
В настоящее время ТагАЗ является одним из ведущих автомобильных предприятий России. Каждый второй автомобиль Hyundai, который продается сейчас в России, выпущен на ТагАЗе.
ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" была основана в 1912 году как предприятие в составе акционерного Общества Путиловских Заводов и предназначалась для строительства флота Российской Империи. В настоящее время основной акционер Северной Верфи - ЗАО "Объединенная Промышленная Корпорация", которой принадлежит 72,19% акций предприятия, и еще 20,96% принадлежит государственной корпорации ОАО "Западный центр судостроения".
За годы своего существования на Северной Верфи было построено более 400 судов различного назначения, в том числе 170 кораблей для ВМФ России и СССР.
В 1998 году завод получил лицензии на все виды работ в строительстве, переоборудования, модернизации и утилизации всех видов кораблей и судов. Это единственное в России судостроительное предприятие, использующее в строительстве судов современную технологию объемного компьютерного моделирования, существенно упрощающую и удешевляющую процесс проектирования.
Продукции завода включает боевые надводные корабли и гражданские суда различного назначения. Заказчиками продукции предприятия являются отечественные и зарубежные компании, специализирующиеся на осуществлении морских грузоперевозок и добыче морепродуктов, но основным заказчиком является Министерство обороны РФ. Некоторые заказы выполняются для военно-морских сил зарубежных государств.
14.11.2011
Просмотров: 28135